30 ЛЕТ НАЗАД ВРАЧИ СЕБЯ НЕ ЖАЛЕЛИ…
Вся страна в конце апреля отметит трагическую дату – 30 – летие Чернобыльской катастрофы. Заниматься проблемой здоровья населения пострадавших территорий было поручено с 1992 года нашим специалистам клинико-диагностического центра. О том, как строилась работа я попросил рассказать главного врача центра, Заслуженного врача России Александра Васильевича Силенка.
Александр Васильевич! Как оценивали специалисты центра состояние здоровья жителей юго-западных территорий спустя несколько лет после катастрофы, какие организационные проблемы им пришлось решать?
Прежде всего, нужно сказать, что начало 90-х годов-время тяжелое для всей страны. И прежде всего в экономике. А потому денег на широкие обследования не было. И мы тогда опирались на поддержку международных организаций, помогавших Брянску, кто медицинским оборудованием, а кто методиками обследования и систематизации результатов. Хочу сказать, что наши брянские врачи совершили в то время настоящий подвиг – они добровольно отправлялись и работали неделями в самых загрязненных населенных пунктах, из которых жители старались побыстрее уехать.
Назовите эти деревни, если можно.
Наши специалисты работали в Новозыбковских селах Верещаки, Новые и Старые Бобовичи, Новом месте и селе Деменка, где плотность загрязнения превышала 40 кюри. В Злынковском районе смотрели жителей Вышкова и Добродеевки, Софиевки и Щербиничей. В Красногорском районе неоднократно бывали в выселенном позже Заборье, других самых загрязненных селах. Причем они обеспечивали почти непрерывный темп работы. Одна бригада сменяла другую. В месяц медики проводили в зоне 2-3 недели. Все они были молодые и им было интересно.
В чем же заключался интерес ?
Наши врачи получили возможность встречаться со знаменитыми учеными и мировыми светилами. Так был налажен контакт с Ленинградским институтом радиационной гигиены, который в то время был правительственным экспертным органом по проблемам радиационных катастроф. Очень плотный контакт был установлен с международной федерацией Красного Креста, который в то время курировала Япония. Вскоре познакомились с мировым авторитетом в сфере эндокринологии, профессором университета Нагасаки Ямасито. На Брянщину господин Ямасито приезжал неоднократно, ведь на Украине, в Белоруссии и российских Клинцах работали мощные лаборатории японского фонда «Чернобыль-Сасакава», проводившие за счет средств Японии массовые обследования жителей юго-запада. Научным руководителем был Ямасито. Благодаря взаимодействию, в университете Нагасаки побывала заведующая отделом диспансеризации нашего центра Галина Анатольевна Романова, заведующая эндокринологическим отделением областной больницы Галина Ярославна Оглоблина и другие специалисты. Они приобрели бесценный опыт наблюдения за здоровьем населения и лечения эндокринной патологии, который был распространен во всем мире. Международное сотрудничество помогло диагностическому центру получить современную на то время дозиметрическую лабораторию на автомобиле Мерседес, первые в области портативные УЗИ «Алока» и многое другое. Куда ценнее оказался опыт массовых обследований и систематизации результатов, отточенные в результате работы по программе Всемирной организации здравоохранения Айфека.
Что же увидели врачи Брянска в Чернобыльской глубинке?
Все мы помним начало 90-х. Пустые магазинные полки, безработица, развал предприятий и колхозов. Именно в это время прекратились поставки чистых продуктов в зону. Население обратилось к собственным огородам, дети пили загрязненное молоко. И вот тогда мы обнаружили первые раки щитовидной железы и другие серьезные заболевания. Причиной стали не только радиация но и стресс, многие готовились к бегству из зоны из-за безысходности. Наши специалисты тогда стучались во все инстанции, обращались в правительство. Нужно было совершенствовать Закон о социальной защите граждан, пострадавших вследствие катастрофы на ЧАЭС, просили обратить внимание на ситуацию в российской зоне Чернобыля, помогать ее жителям, ибо Брянская область своими силами могла мало чем поддержать людей. Нужны были вливания в здравоохранение, социальную сферу, благоустройство территорий, дезактивация. В Минздрав направлялись предложения с целью узаконить проведение диспансеризации на пострадавших территориях. На основании этих предложений были изданы приказы Минздрава, в том числе важный для нас 216-й, который действует и поныне. Нашу делегацию принял тогдашний заместитель министра здравоохранения М. Топилин, выслушал и оказал помощь. Стучались медики центра и в МЧС. В конце концов, мы были включены в Федеральную Чернобыльскую программу, по которой по 2015 год включительно получали определенные средства и закупали оборудование.
Александр Васильевич! Вы упомянули о стремлении медиков центра усовершенствовать Федеральный Чернобыльский закон. А что касается регионального законодательства?
Действительно в 2005 году был принят областной Чернобыльский закон «О дополнительных мерах по социальной защите населения» над которым работали А. Д. Прошин, В. Н. Дорощенко и Г. А. Романова. Он предусматривал расширение объемов диспансеризации. Определялось финансирование этих мероприятий областным бюджетом. Начали действовать три подпрограммы этого закона – «Ранняя диагностика и лечение заболеваний щитовидной железы», «Ранняя диагностика и профилактика заболеваний молочной железы», «Диагностика остеопороза». Впоследствии эти направления были объединенный очередной редакцией Федерального закона, но тогда мы ввели обязательную диспансеризацию, маммографическое обследование женщин старше 40 лет, так как увидели четкую тенденцию роста раковых заболеваний молочной железы. А также узаконили обязательную флюорографию безработных. Вскоре после этих событий отдел диспансеризации, разрабатывавший областной закон, был преобразован в отдел радиационной и экологической медицины, в статусе которого существует и сегодня. Его возглавляли сначала В.Н. Дорощенко, а сейчас Г. А. Романова.
Продолжается ли сейчас обследование жителей юго-запада?
Отсутствие финансирования диспансеризации вынудило нас возобновить контакты с зарубежными учеными. И сегодня такой контакт установлен с французским государственным институтом ядерной безопасности. Он финансирует обследование 36 тысяч детей школьного возраста. Сначала это было состояние сердечно-сосудистой системы, сейчас – органа зрения. И уже 31 тысяча брянских детей осмотрены врачами нашего центра. Многим из них требовалась серьезная помощь. Французы оснастили офтальмологов центра, работающих в проекте, уникальной для Брянщины аппаратурой.
Александр Васильевич! Уже много лет для всех чернобыльцев остается один вопрос – насколько опасен Чернобыль в России? Что ответит спустя 30 лет после взрыва реактора медицина?
Однозначно, опасен! Мы видим рост заболеваний щитовидной железы у жителей зоны. Мы, также, видим рост рака молочной железы у женщин. Мы видим рост общей заболеваемости в результате осмотров жителей юго-запада.
Записал Владимир Беляев